Музыкальный руководитель
Павлюченкова Валерия Валентиновна

Любимые игры

 

Игры для детей. 

            Не раз приходилось слышать сожаления родителей, бабушек и дедушек о том, что современные ребятишки все реже играют в такие привычные старшему поколению «Прятки», «Выбивала», «Жмурки», «Казаки-разбойники».

 

            А многие игры, как «Краски» и «Горелки», в которые играли еще наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были маленькие, порой кажутся и вовсе забытыми. Хотя, буквально пару десятилетий назад такие игры были любимыми дворовыми затеями.

 

            Хочу напомнить некогда любимые игры и забавы, чтобы вы могли рассказать о них своим детям.

 

                                                      Мыши водят хоровод

Эта игра нравится всем дошкольникам, как и совсем малышам, так и ребятам постарше.

Правила игры Мыши водят хоровод

Выбирается «кот», с маленькими детьми эту роль часто выполняет родитель или воспитатель.

Ребятки постарше сами могут попробовать себя в роли кота, определив, кто им будет, с помощью считалочки.

Кот выбирает себе «печку» — любую скамейку, бревнышко, ступеньку, стул, ну или просто очерчивает мелком круг на асфальте.

Кот садится на «печку» и закрывает глаза.

Все остальные игроки становятся «мышами», берутся за руки, начинают водить хоровод и приговаривать:

«Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька кот -
Разобьёт весь хоровод!»

На последних словах кот потягивается, открывает глаза и гонится за мышами.

Мыши с визгом разбегаются кто-куда, а кот их ловит.

Пойманный становится котом и игра начинается сначала.

                                            «Спящий пес»
            Один из игроков «Спящий пес» стоит, сидит или лежит поодаль от других с закрытыми глазами. Все остальные прячутся в «домике».

            Водящий говорит (а в это время игроки крадутся к псу и «будят» его):
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит -
Не то дремлет, не то – спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?!»

            С окончанием стиха Спящий пес просыпается, «лает» и пытается поймать кого-нибудь из игроков. Если все игроки успевают добежать до домика, то игра начинается заново. Если Спящий пес кого-нибудь ловит, последний становится Псом, а бывший Пес – ведущим.

 

                                              «Баба сеяла горох»
            Эта игра хороша для игр в воде, но можно порезвиться в нее на прогулке во дворе. Все дети берутся за руки и встают в хоровод. Водящий встает в центр хоровода, читает стихотворение и показывает все, о чем рассказывает. Все остальные повторяют за ним.

Баба сеяла горох (можно показать, как сеют)
Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгиваем)
Обвалился потолок
Прыг-скок, прыг-скок
 (подпрыгиваем еще выше)
Баба шла, шла, шла (ведущий идет вдоль хоровода, хоровод крутится)
Пирожок нашла (наклоняемся и изображаем что берем пирожок)
Села (приседаем)
Поела (понарошку кушаем)
Опять пошла (ведущий идет вдоль хоровода, хоровод крутится)
Баба стала на носок (одну ногу вперед, ставим на носок)
А потом на пятку (ставим ногу на пятку)
Стала русского плясать (пляшем)
А потом в присядку.

В воде обычно следует еще такое продолжение.
Баба сеяла горох
И сказала громко «Ох»
 (все приседают и окунаются по плечи или с головой в воду).              

 

                                           «Краски»

Участники:

- водящий – хозяин красок

- угадчик - художник

- краски (все остальные участники игры)

 

            Участники игры – краски сами выбирают себе какой-нибудь цвет (от белого и черного до золотого и изумрудного). Цвета могут быть любые, главное чтобы не было двух одинаковых. Угадчик уходит в сторону, а задача хозяина запомнить, кто какая краска. 

            Далее, хозяин рассаживает краски на лавочке – в своем домике, и ждет угадчика. Угадчик приходит и делает вид, что стучится в дверь «тук-тук».

            Завязывается диалог:

- Кто там? (спрашивает хозяин)

- Художник! (отвечает угадчик)

- Что надо?

- Краску!

- Какую? 

            Угадчик называет какой-нибудь цвет. Если такого цвета нет, все краски хлопают в ладоши и смеются. 

            Если художник правильно называет цвет, то хозяин говорит: «Есть такая!». После этого художник должен выбрать одну из красок. Далее существует 2 способы игры:

1. когда участников игры (красок) мало – в случае если угадчик ошибся, то неотгаданная краска может сменить себе цвет;

2. если много участников игры – угадчик показывает на разные краски пока не найдет нужную.

 

            Закончить игру также можно двумя способами:

1. Первая угаданная художником краска становится художником, а художник краской.

2. Правильно угаданную и выбранную краску художник может увести к себе в дом (на свою лавочку). Игра заканчивается после того, когда все краски перейдут в дом художнику. Можно договориться, например, так, чтобы оставшаяся последняя краска становилась хозяином красок, а предпоследняя – художником.

 

 

                                              «Кошки-мышки»

            Участники:

- кошка

- мышка

- друзья мышки (все остальные участники игры)

 

            Участники игры – друзья мышки становятся в круг и прячут мышку в середине. Кошка остается вне круга, ее задача поймать мышку. Друзья мышки следят, чтобы проворная, хитрая кошка не прорвалась через круг и не догнала мышку.

 

            Мышка дразнит кошку: «Поймай, поймай меня!», а кошка старается прорваться в круг, подлезть снизу и перепрыгнуть сверху. Если кошка все-таки прорвется вкруг, мышку надо быстро выпустить из круга (расцепить руки, или поднять их над головой), а кошке не дать вырваться обратно наружу. Таким образом, задача друзей мышки держать кошку внутри круга, если мышка оказалась снаружи, и наоборот. Задача участников в процессе сопротивления кошке не превратить эту веселую игру в рукопашную схватку.

            Мышка должна стараться быть смекалистой и шустрой, но ловкая кошка рано или поздно все равно поймает мышку. 

            Пойманная мышка обычно становится кошкой, а из друзей мышки выбирается новая мышка и игра продолжается снова.

 

                                               В школу (игра с мячом)

            Участники:

- учитель

- ученики (все остальные участники игры)

 

            Ученики рассаживаются на лавочке, а учитель встает напротив них, держа в руках мяч. Учитель показывает задания и просит каждого ученика поочередно повторять их. Задача ученика точно повторить то, что показал учитель, и поймать мяч.

1 задание – просто поймать мяч;

2 задание - хлопнуть в ладоши и поймать мяч;

3 задание – отбить мяч крепко прижатыми друг к другу кулачками;

4 задание – сделать из рук фигуру «чашу» (соединив локти и основание ладоней, а пальцы развести в стороны) и поймать мяч, держа в таком положении руки;

5 задание – сделать из рук фигуру «экскаватор» (скрестив предплечья друг над другом и разведя ладони в разные стороны) и поймать мяч, держа в таком положении руки;

6 задание – повернуться спиной к учителю и сделать из рук фигуру «экскаватор» у себя за спиной, сидя в таком положении поймать мяч (это задание не обязательное, зависит от возраста играющих детей);

экзамен - игрок, успешно выполнивший ранее все задания, должен вспомнить их и повторить все сразу, поочередно.

 

            Если ученик сделал ошибку при выполнении задания и не поймал мяч, то в следующий раз, когда до него дойдет очередь, он выполняет не очередное задание, а то которое у него ранее не получилось. Каждый ученик поочередно выполняет по одному заданию. Затем игроки, удачно справившиеся со всеми заданиями, пытаются по очереди сдать экзамен.

            Ученик первый сдавший экзамен становится учителем, и игра начинается снова.

 

                                                       «Горелки»

            Участники:

- «горящий» - водит в игре

- остальные участники игры 

            Для «Горелок» требуется много свободного пространства, в такую игру дома не поиграешь. В «Горелки» играют летом на свежем воздухе или в большом спортивном зале. 

            «Горящий» отходит от всех участников на несколько шагов вперед. Ему запрещено оглядываться и смотреть по сторонам. Во время ожидания он может припевать: «Горю, горю! На камушке стою». 

            Все остальные встают за ним парами, держась за руки. Как только все встанут, участники запивают песенку:

            Гори, гори, ясно,

                        Чтобы не погасло.

            Стой подоле –

                        Гляди на поле:

            Ходят грачи

                        Да едят калачи.

            Глянь на небо:

                        Птички летят,

            Колокольчики звенят! (после этих слов «горящий» должен поглядеть на небо)

 

            Затем, пара, стоящая последней, разнимает руки и бежит к вожаку. Один игрок бежит справа, другой слева вдоль цепочки выстроившихся участников игры. Как только бегущие сравняются с «горящим» все начинают громко кричать: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!».

 

            Задача «горящего» не подпускать друг к другу бегущих игроков и поймать одного из них за руку. Если водящий поймает бегущего игрока, то становится его парой, а не пойманный игрок – «горящим». А, если бегущие схватятся за руки, то водящему опять «гореть». В любом случае, пара участвующая в «догонялках» всегда встает впереди всей цепочки участников.

 

            Если водящий не может поймать бегущих несколько раз подряд, его можно подразнить:

            Огарушек, огарушек,

                        Стань на черный камушек!

            Плохо стоишь –

                        Совсем сгоришь! 

            По правилам игры, ее нельзя заканчивать пока не пробегут все участвующие пары (по 1 разу).

  

                                                 «Съедобное-несъедобное» (игра с мячом)

            Игра очень похожа на вышеописанную «Летят гуси!». Только водящий называет съедобное и несъедобное. Съедобное – это еда и напитки. Несъедобное – любые вещи предметы.

            Всякий раз, когда водящий называет слово, он бросает мяч (каждому участнику игры в порядке очередности). Если водящий назвал съедобное, участник, чья очередь, должен поймать мяч. А, если несъедобное – участник должен отбить мяч.

            Остальные условия игры те же, что и в игре «Летят гуси!».

 

Музыкальный руководитель Павлюченкова В.В. ©, 2018 год
Яндекс.Метрика